Мы оказываем помощь детям с серьезными заболеваниями в больницах и реабилитационных центрах Санкт-Петербурга

Завершен первый этап


Представляем отчет 1-го этапа реализации проекта «Укрепление семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья» с использованием средств Президентского гранта.
В рамках проведения первичной профилактики социального сиротства детей, проходящих лечение на туберкулезных отделениях СПб ГБУЗ «Детская инфекционная больница №3», проведена социальная диагностика более 140 детей. Сбором сведений о состоянии детей занимались все участники проекта. В результате регулярных наблюдений за поведением ребенка на отделении, проведения бесед с ним и с его законными представителями, а также консультирования с медицинским персоналом, сформирована «группа риска» из 32 детей и их родителей/законных представителей, обнаруживших признаки социально-опасного положения, и выявлены их нужды. Этот этап является важной частью первичной профилактики социального сиротства, так как выявляет семьи ещё на начальном этапе их кризиса. Специалисты помогают семьям решить актуальные проблемы, тем самым выводя их в стабильное состояние, чтобы в дальнейшем семьи сами могли решить возникающие трудности.
В ходе проекта члены «группы риска» получили помощь, направленную на социально-психологическую коррекцию семейных отношений и повышение педагогической, юридической и социальной компетенции родителей. В рамках оказания «адресной» социальной помощи дети из «группы риска» получили одежду и обувь, необходимые для прогулок и нахождения на отделениях больницы. 80 детей, лишенных родительского попечения, получили раздаваемую еженедельно продуктовую поддержку в виде наборов из фруктов и кондитерских изделий, разрешенных врачами.
Значительное влияние на укрепление внутрисемейных отношений и социальную адаптацию детей оказали совместные для детей и родителей занятия арт-терапией в лечебных и реабилитационных детских учреждениях. Участники проекта проводили их с небольшими группами детей, обучая их рисовать, лепить, петь, фотографировать и снимать фильмы. Родители вместе с детьми погружались в общий творческий процесс, который способствовал установлению их контакта и был для них примером эффективного взаимодействия. С детскими рисунками и поделками имели возможность ознакомиться и работающие родители, пришедшие на беседу с лечащим врачом. Творческие работы детей представлялись на выставке, экспозиция которой менялась раз в месяц.
На наш взгляд, успешным результатом арт-терапевтической работы стало проведение кинофестиваля «Волшебный фонарь». В кинофестивале участвовали фильмы, сделанные детьми в рамках данного проекта, а также фильмы, изготовленные в киностудиях Санкт-Петербурга для особенных детей. Всего на кинофестивале были представлены 22 фильма от 7 киностудий. Компетентное жюри из 4 человек определило и наградило победителей памятными кубками, активных участников – благодарственными грамотами. В организации и проведении кинофестиваля приняло участие более 70 человек. Освещение мероприятия проводилось с помощью размещения пресс-релизов и информационных материалов в СМИ, на сайте Организации, социальных сетях, на телевидении и радиовещании, а также соответствующая информация звучала в рамках публичных выступлений и мероприятий, связанных с проектом.
Важную роль в налаживании семейных отношений сыграло активное включение родителей в организацию и проведение детских праздников. В процессе подготовки праздника и его проведения родители увидели раскрытие творческого потенциала детей, что способствует повышению интереса родителей к личностному развитию ребенка и позитивному восприятию его последующих действий. Праздничная обстановка улучшает эмоциональный климат в лечебном учреждении и снижает формирование синдрома «госпитализма» у детей, проводящих длительное время в больнице. В рамках проекта в лечебных учреждениях Санкт-Петербурга организованы праздники: «День знаний» (2 шт.), «День матери» и Новый год» (4 шт.). Сотрудники организации, являющиеся артистами кукольного театра «Веселая котомка», провели 3 выездных спектакля, мотивирующих больных детей на скорейшее выздоровление. Около 670 детей и их родителей приняло участие в театрализованных и праздничных мероприятиях проекта, 360 детей получило новогодние подарки.
Для 15 подростков из неблагополучных семей, проходящих лечение от туберкулеза в санатории «Петродворец», проведены 6 тренингов из цикла «Будущий родитель», направленных на развитие способностей для создания в будущем крепкой семьи. В результате занятий у подростков выработались новые навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Они научились управлять своими эмоциями во время конфликтных ситуаций и находить правильное решение, которое устроило бы обе конфликтующие стороны, что способствует сохранению отношений в процессе общения. В результате проведенной профилактики употребления ПАВ, табачной продукции и алкоголя, у подростков произошло формирование активной позиции по отношению к здоровому образу жизни, осознание последствий вредных привычек и употребления ПАВ, умение отказаться от их употребления. В результате проведенных тренингов неблагоприятная модель семейных отношений у подростков заменена моделью с правильными установками, что подтверждено последующими беседами с ребятами на соответствующие темы.
Особым вниманием и заботой в проекте окружены родители детей-инвалидов, проходящих курсы реабилитации на 1-ом ортопедическом отделении ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта. В период длительного лечения детей и круглосуточного ухода за ними у родителей накапливается эмоциональная и физическая усталость, что негативно отражается на внутрисемейных отношениях. В результате реализации проекта по проведению арт-терапевтических занятий на отделении создана особая терапевтической среда, где дети и родители участвуют в совместном творческом процессе. На этих занятиях были подготовлены 2 мультфильма: «Волшебный укол» и «Путешествие в Санкт-Петербург». Первый фильм был представлен в программе кинофестиваля «Волшебный фонарь» и получил приз за успешный дебют. Участие в создании фильмов помогло детям поверить в свои силы, научиться работать в команде, приобрести друзей. Смысл идей фильмов заключается в обучении детей через придуманные истории преодолевать свои страхи перед медицинскими манипуляциями, противостоять одиночеству и изолированности, быть готовыми к упорному труду и творчеству. Для родителей участие в проекте стало опытом, который помог им преодолеть социальное бессилие и подтолкнул к более активному взаимодействию с обществом.
Во время арт-терапевтических занятий психолог проводила беседы и консультации родителей, направленные на профилактику их эмоционального выгорания. Для психологического онлайн-консультирования родителей существует интернет-ресурс организации, обучение пользования которым проводят специалисты организации. Пока родители больше предпочитают очные консультации (или по скайпу), у многих из них наблюдается недоверие к работе со специалистами через интернет, связанное с тревогой из-за возможной потери анонимности в сети, а также неумением пользоваться современными средствами связи и страхом перед их освоением. Специалисты учат родителей пользоваться смартфонами и ноутбуками, рассказывают о преимуществах интернета и его возможностях.