Выполнение второго этапа проекта состоит из двух частей. Первая часть, до введения режима самоизоляции, проходила оффлайн – по обычному сценарию. Вторая, в связи введением карантинных мер и режима самоизоляции, проходила как в онлайн, так и в оффлайн формах. Первичная профилактика социального сиротства проводилась в детских лечебных заведениях СПб и в Реабилитационном Центре (РЦ) «Китеж-град», структурном подразделении организации. Социально-психологическую диагностика была проведена почти для 400 детей. Оффлайн мероприятие осуществлялось на основе регулярных наблюдений за поведением ребенка, проведение бесед с ним, с его законными представителями и консультировании с медицинским персоналом. В результате была выделена группа риска из детей (и их родителей) с признаками социально-опасного положения, определен социальный статус, выявлены нужды социального, психологического и юридического характера. В онлайн-форме диагностика осуществлялась на основе бесед с детьми и их родителями через средства мобильной связи и по сети, а также за счет консультирования с медицинским персоналом и воспитателями благодаря хорошо налаженной связи за многолетний период сотрудничества. 40 детям из этой группы были оказаны социально-психологические консультации. 15 родителям из этого списка оказана помощь в виде юридических консультации по защите прав и законных интересов.
С целью восстановления семейных отношений ребенка и его родителей, выявления скрытых проблем, поиска их разрешения, а также выявления скрытых ресурсов в семье психологом проведено 6 индивидуальных психологических консультации. Специалистами проведено 13 совместных занятий, направленных на коррекцию семейных отношений, для 41 человека. Проведено 19 бесед по повышению родительских компетенций и приобретения новых, более эффективных вариантов общения и взаимодействия с детьми, для 20 человек (в оффлайн и онлайн режимах). Также для 62 подростков была проведена серия из 6 тренингов и 4 обучающих занятий в режиме оффлайн.
Были продолжены арт-терапевтические и кино-терапевтические занятия с детьми и их родителями. Эти занятия являются мощным и эффективным методом по улучшению психосоциальной реабилитации детей, объединению семей и их укреплению. За отчетный период было проведено 244 занятия по арт-терапии для 792 человек в оффлайн и онлайн режимах. Арт-терапевтические занятия направлены на самореализацию ребенка, развитию его способностей, восстановлению физических и душевных сил. При организации и проведении занятий обязательно учитывается общее состояние детей в лечебных учреждениях. Занятия проводились как в помещениях лечебных учреждений, так и на прогулочных площадках. С воспитанниками РЦ «Китеж-град» занятия оффлайн проводились в центре «Семья».
Арт-терапевтические занятия в условиях изоляции проводились по следующей схеме: сотрудники организации готовили видео записи мастер-классов и выставляли на интернет-ресурсах, дети по руководством воспитателей или родителей выполняли задания, а результаты ставили в комментариях к мастер-классу. Таким образом проводились не только занятия по ИЗО, но и по стихосложению, написанию сказок, викторины и конкурсы. Победители конкурсов получали подарки. Воспитанники РЦ «Китеж-град» принимали участие в онлайн занятиях всей семьей. Необходимые для творчества материалы были переданы воспитателям детских лечебных учреждений и родителям. Проведение занятий онлайн потребовало значительного увеличения трудовых и организационных затрат, а также применение нестандартного творческого подхода.
Обучение детей кинотерапии проводились в больнице оффлайн (4 занятия). В период карантина сотрудники детских учреждений, обученные методам кинотерапии, провели под руководством нашей организации 6 занятий с детьми с ОВЗ, в результате которых были созданы короткие мультфильмы.
Новой формой проведения занятий по кино-терапии стала организация онлайн-марафонов. Вначале выкладывался в сеть (в вконтакте и на ютуб) и передавался в лечебные заведения обучающий видеоролик с заданием. Дети совместно с их родителями (в лечебных заведениях и в домашних условиях) готовили работы и выставляли их в комментариях. В финале по выставленным работам делался итоговый фильм. Всего было проведено16 занятий по кинотерапии для 116 детей.
Арт-терапевтическая работа с детьми также осуществлялась в форме проведения детских спектаклей кукольного театра организации «Детская котомка» и праздничных мероприятий. Оффлайн было показано 2 кукольных спектакля и проведено 3 праздника. В период карантина кукольные спектакли были созданы в онлайн-формате. Для этого были написаны новые актуальные сценарии, нацеленные на знакомство с правилами безопасного поведения в период пандемии. Затем по сценариями сняты фильмы с осуществлением необходимой работы по видеомонтажу и звуковому сведению. Просмотры видеоспектаклей были проведены для детей в лечебных учреждениях.
Было проведено 3 праздника в дистанционном формате. Подготовка праздничного сценария, подбор музыкального контента, разучивание танцев и других номеров с детьми по скайпу – значительно усложнило подготовку праздников. Но успешное взаимодействие со старшими детьми и воспитателем онлайн позволило провести праздники «Всемирный день борьбы с туберкулезом», «Пасха» и «День защиты детей». Все материалы для праздников и подарки детям приобретены на средства организации. Было проведено онлайн 12 спектаклей и 3 праздника. Спектакли посмотрели и участвовали в праздниках 440 детей.
Детям оказывалась систематическая помощь в школьном и дошкольном образовании. Для 230 человек были проведены индивидуальные и в малых группах занятия по подготовке к школе и ликвидации пробелов в усвоении школьной программы, возникших в результате длительного лечения и общей запущенности в воспитании и образовании. Занятия проводились в лечебных учреждениях и на базе РЦ «Китеж-град» до карантина в оффлайн, а затем в онлайн форме. Онлайн занятия с детьми и родителями из РЦ «Китеж-град» проводились в семейном формате (ребенок и один из родителей).
Для 8 специалистов и волонтеров организации психологом было проведено 2 супервизии, направленные на проработку методов включения арт-терапии в процесс профилактики социального сиротства.
Осуществление начального этапа проекта прошло успешно несмотря на заметные трудности и повышенные затраты ресурсов организации, вызванные карантином. Переход в онлайн режим потребовал поиска и внедрения новых форм работы.
Благодаря указанным выше занятиям и мероприятиям у детей и родителей произошло снижение уровня общей тревожности, появилось осознание себя, как членов дружной семьи, изменилось отношение к оказываемой помощи – семьи стали более самостоятельно и активно участвовать во всех встречах, организуемых РЦ «Китеж-град».

Ссылки на крупные мероприятия:
Занятия по кинотерапии:
1. https://vk.com/wall-23544441_4103
2. https://vk.com/wall-23544441_4182
3. https://vk.com/wall-23544441_4136
4. https://vk.com/wall-23544441_4221
5. https://vk.com/wall-23544441_4224
6. https://vk.com/wall-23544441_4229
7. https://vk.com/wall-23544441_4230
8. https://vk.com/wall-23544441_4246
9. https://vk.com/wall-23544441_4259
10. https://vk.com/wall-23544441_4336
11. https://vk.com/wall-23544441_4333
12. https://vk.com/wall-23544441_4334
13. https://vk.com/albrecht_children?w=wall-164877849_197
14. https://vk.com/wall-23544441_4358
15. https://vk.com/album-23544441_273310195
16. https://vk.com/album-23544441_273310184
Праздники:
1. https://vk.com/wall-23544441_4227
2. https://vk.com/wall-23544441_4379
3. https://vk.com/kitezhgrad?w=wall-23544441_4148
4. https://vk.com/album-23544441_273664307
5. https://vk.com/album-23544441_273664313
6. https://vk.com/wall-23544441_4190
Спектакли:
1. https://vk.com/wall-23544441_4356
2. https://vk.com/wall-23544441_4354
3. https://vk.com/wall-23544441_4137
4. https://vk.com/wall-23544441_4177
5. https://vk.com/wall-23544441_4205
6. https://vk.com/wall-23544441_4220
7,8. https://vk.com/wall-23544441_4280 (показан на 2-х постах)
9. https://vk.com/wall-23544441_4314
10. https://vk.com/wall-23544441_4191
11. https://vk.com/wall-23544441_4310
12. https://youtu.be/5OeSUy_t3Ng