Проект «Интеграция в социум детей с серьезными заболеваниями, имеющих опыт депривации, и укрепление их семей» 1 этап, 2022-2023

В рамках проведения исследования, направленного на уточнение потребностей целевых групп и изучения эффектов практик по социальному сопровождению кризисных семей с детьми с серьезными заболеваниями, проведены интервью социолога с родителями – активными участниками проекта, и с детьми, ретроспективные интервью с детьми и молодыми взрослыми, завершившими участие, каждое в соответствии с гайдом. Результатам анализа расшифрованных интервью представлены в аналитической записке и презентации по оценке результатов предлагаемых услуг. Определены возможности организации в зоне повышения эффективности и увеличения результативности, а также проведена оценка социального воздействия.

Было проведено обсуждение промежуточных итогов исследования на Круглом столе. Результаты исследования с учетом рекомендаций круглого стола легли в основу методического пособия на тему интеграции детей с серьёзными заболеваниями из кризисных семей, подготовленного в настоящий момент к печати.

Первичная профилактика социального сиротства велась в Детском лечебном учреждении СПб (далее – Больница) и в Реабилитационном Центре (далее – РЦ) «Китеж-град», структурном подразделении организации. Мероприятие осуществлялось офлайн при посещении сотрудниками ЦГ на отделениях Больницы на основе регулярных наблюдений за поведением ребенка, проведение бесед с ним, с его законными представителями и консультировании с медицинским персоналом. Работа осуществлялась под контролем администрации Больницы при соблюдении необходимых защитных мер медицинского характера. В результате была выделена группа риска из детей с признаками социально-опасного положения, определен социальный статус, выявлены нужды социального, психологического и юридического характера и оказана необходимая помощь.
Для профилактики синдрома госпитализма у детей с серьезными заболеваниями в условиях длительного стационарного лечения проведены занятия по арт-терапии, тренинги по стабилизации психоэмоционального состояния детей, занятия по кинотетарпии и сказкотерапии. Праздники и кукольные спектакли.
Значительное количественное увеличение целевой группы связано с частичным снятием ограничений, наложенных во время пандемии, и возможностью проведения занятий с большим количеством участников.
Занятия по арт-терапии проводились в малых группах в игровых комнатах или в палатах для детей с постельным режимом. Занятие давало возможность детям выразить свои чувства и эмоции «здесь и сейчас», в том числе и негативные. Ребенок имел возможность изобразить свою злость, раздражение, тревогу на бумаге (в случае проведения изотерапии) или перенести свои чувства на игрушки (в случае игротерапии). Опыт эмоционального реагирования приобретался детьми в социально приемлемой форме. Эти занятия облегчили процесс коммуникации замкнутым детям, а также детям с нарушенной вербальной сферой. Процесс арт-терапии снижал психическое напряжение и улучшал настроения детей. По медицинским показаниям арт-терапия также проводилась на свежем воздухе с использованием методов развивающих занятий.
На тренингах с подростками, проводимом психологом, количество участников встреч варьировалось, в среднем, 5-6 человек. В процессе занятия использовались различные техники, такие как арт-терапия, песочная терапия, нейропсихологические упражнения и др. Большая часть занятия проходила в форме дискуссии. Дети при попадании в больницу испытывают проблемы с адаптацией, эмоциональное истощение, тревожность, расстройство привязанности. Потеря, пусть и временная, значимого взрослого негативно влияет на эмоциональный фон ребенка, создает когнитивный диссонанс. На занятиях обсуждались темы, актуальные для детей на данный момент – ощущение одиночества, страхи, перепады настроения, обиды и т.д. Также значимой темой встреч были межличностные конфликты в детском коллективе больницы. Ребенок имел возможность высказаться и получить обратную связь, найти приемлемые способы разрешения своих трудностей.
Для подготовки детей к успешному включению в образовательную и домашнюю среду проведены занятия в индивидуальных или в малых группах – в больничных условиях в будние дни, в реабилитационном центре – по субботам и в режиме онлайн. Перед педагогами стояла задача, чтобы при обедненной больничной среде развитие детей за время лечения не снизилось, а поднялось до возрастной нормы. У детей были повышены уверенность в себе, сформирована психологическая и интеллектуальная готовность к школе.
Для включения родителя в процесс обучения ребенка навыкам (социальным и школьным) с ним проводились мотивационные беседы, направленные на активизацию их потенциала для включения в развитие детей.
Проведено обучение родителей в привитии детям навыков: обще-учебных, социально- бытовых, безопасного поведения, коммуникативности, психологической стабильности. Работа велась по нескольким направлениям – индивидуальные консультации с родителям с последующими рекомендациями специалистов, занятия с семьей по наиболее актуальной проблематике для данной семьи, а также групповая работа с несколькими семьями (взрослый+ ребенок) в рамках предложенной темы. В процессе работы родители актуализировали необходимые ресурсы для решения задач при возвращении ребенка домой. В результате родители повысили свои компетенции для участия в процессе адаптации ребенка к образовательной и домашней среде после завершения ребенком длительного лечения, расширили диапазон взаимодействия с детьми, а также улучшили детско-родительские отношения.
Продолжается формирование целевой группы семей с детьми с ТБ, нуждающихся в социальном сопровождении. Для кризисных семей осуществлены первичный контакт, проведено информирование о проекте. Им оказаны консультации и проведены беседы в режиме онлайн или очно.
Важным результатом первого этапа проекта является создание Родительского клуба из числа родителей, дети которых затронуты проблемой туберкулеза, в РЦ и больнице. Заседания клуба проходило в двух форматах – «Школа осознанного родительства» и встреч групп для представителей семей. Беседы проходят в лечебных и реабилитационных учреждениях. На встречах ШОР родители получили актуальные знания по формированию гармоничной модели семьи и здоровых детско-родительских отношений. Участие в группе взаимопомощи дало возможность родителям не только находиться в безопасной среде равных, но и научило влиять на внешнюю среду, подстраивая ее под свои и своего ребенка потребности. Они стали осваивать новые роли – помогать и отдавать, обучились получать и дарить положительные эмоции друг другу и выражать благодарность. Участвуя в Родительском клубе, родители активизировали свой потенциал, что помогло им пережить длительное лечение с наименьшими социальными и психологическими потерями, быстрее восстанавливать жизненные силы и сократить период адаптации.
Все мероприятия, намеченные на данный период проекта, выполнены успешно в полном объеме.