Проект «Здоровое дыхание: социальная профилактика туберкулеза и формирование приверженности к здоровому образу жизни у социально уязвимых семей, имеющих детей с серьезными заболеваниями, в Санкт-Петербурге», 1 этап 2023-2024

Первичная профилактика социального сиротства велась в Детском лечебном учреждении СПб (далее – Больница) и в Реабилитационном Центре (далее – РЦ) «Китеж-град», структурном подразделении организации. Мероприятие осуществлялось при посещении сотрудниками ЦГ на отделениях Больницы на основе регулярных наблюдений за поведением ребенка, проведение бесед с ним, с его законными представителями и консультировании с медицинским персоналом. Работа осуществлялась под контролем администрации Больницы при соблюдении необходимых защитных мер медицинского характера. В результате была выделена группа риска из детей с признаками социально-опасного положения, определен социальный статус, выявлены нужды социального, психологического и юридического характера и оказана необходимая помощь. Для профилактики синдрома госпитализма у детей с серьезными заболеваниями в условиях длительного стационарного лечения проведены занятия по арт-терапии, тренинги по стабилизации психоэмоционального состояния детей, занятия по кинотетарпии и сказкотерапии, а также проведены праздники и кукольные спектакли. Высокий репутационный потенциал организации, поддерживаемый медицинским персоналом, обусловил значительный рост целевой аудитории – детей и родителей, находящихся в больницах. Этому также способствовали высокая осведомленность о мероприятиях проекта среди целевой аудитории и положительные отзывы родителей, которые уже были знакомы с мероприятиями организации.
Занятия по арт-терапии проводились в малых группах в игровых комнатах или в палатах для детей с постельным режимом. Занятие давало возможность детям выразить свои чувства и эмоции «здесь и сейчас», в том числе и негативные. Ребенок имел возможность изобразить свою злость, раздражение, тревогу на бумаге или перенести свои чувства на игрушки. Опыт эмоционального реагирования приобретался детьми в социально приемлемой форме. Эти занятия облегчили процесс коммуникации замкнутым детям, а также детям с нарушенной вербальной сферой. Процесс арт-терапии снижал психическое напряжение и улучшал настроения детей. По медицинским показаниям арт-терапия также проводилась на свежем воздухе с использованием методов развивающих занятий. На тренингах с подростками, проводимом психологом, количество участников встреч варьировалось, в среднем, 5-6 человек. В процессе занятия использовались различные техники, такие как арт-терапия, песочная терапия, нейропсихологические упражнения и др. Большая часть занятия проходила в форме дискуссии. Дети при попадании в больницу испытывают проблемы с адаптацией, эмоциональное истощение, тревожность, расстройство привязанности. Потеря, пусть и временная, значимого взрослого негативно влияет на эмоциональный фон ребенка, создает когнитивный диссонанс. На занятиях обсуждались темы, актуальные для детей на данный момент – ощущение одиночества, страхи, перепады настроения, обиды и т.д. Также значимой темой встреч были межличностные конфликты в детском коллективе больницы. Ребенок имел возможность высказаться и получить обратную связь, найти приемлемые способы разрешения своих трудностей.

Для подготовки детей к успешному включению в образовательную и домашнюю среду проведены занятия в индивидуальных или в малых группах – в больничных условиях в будние дни, в реабилитационном центре – по субботам (и консультации в режиме онлайн). Перед педагогами стояла задача, чтобы при обедненной больничной среде развитие детей за время лечения не снизилось, а поднялось до возрастной нормы. У детей были повышены уверенность в себе, сформирована психологическая и интеллектуальная готовность к школе.

Мы считаем, что активное участие родителей в процессе обучения ребенка навыкам (социальным и школьным) является ключом к его успеху. Для включения родителя в процесс обучения ребенка мы прикладываем значительные усилия, которые включают в себя индивидуальные и групповые беседы, а также поддержка их мотивации в течении всего проекта. Проведено обучение родителей в привитии детям навыков: обще-учебных, социально- бытовых, безопасного поведения, коммуникативности, психологической стабильности. Работа велась по нескольким направлениям – индивидуальные консультации с родителями с последующими рекомендациями специалистов, занятия с семьей по наиболее актуальной проблематике для данной семьи, а также групповая работа с несколькими семьями (взрослый+ ребенок) в рамках предложенной темы. В процессе работы родители актуализировали необходимые ресурсы для решения задач при возвращении ребенка домой. В результате родители повысили свои компетенции для участия в процессе адаптации ребенка к образовательной и домашней среде после завершения ребенком длительного лечения, расширили диапазон взаимодействия с детьми, а также улучшили детско-родительские отношения. Для проведения занятий по формированию приверженности к здоровому образу жизни у социально уязвимых семей нами были отобраны мультфильмы и фильмы, созданные детьми и молодыми взрослыми с ОВЗ, на тему здорового образа жизни и профилактики ТБ в рамках программы кинофестиваля «Волшебный фонарь». В результате совместного их просмотра дети и родители получили вдохновляющие примеры преодоления жизненных трудностей. Мы рады видеть, что все больше и больше родителей становятся активными участниками процесса обучения своих детей

Продолжается формирование целевой группы семей с детьми с ТБ, нуждающихся в социальном сопровождении. Для кризисных семей осуществлены первичный контакт, проведено информирование о проекте. Им оказаны консультации и проведены беседы в режиме онлайн или очно. Важным результатом первого этапа проекта является создание Родительского клуба из числа родителей, дети которых затронуты проблемой туберкулеза, в РЦ и больнице. Заседания клуба проходило в двух форматах – «Школа осознанного родительства» и встреч групп для представителей семей. Беседы проходят в лечебных и реабилитационных учреждениях. На встречах ШОР родители получили актуальные знания по формированию гармоничной модели семьи и здоровых детско-родительских отношений. Участие в группе взаимопомощи дало возможность родителям не только находиться в безопасной среде равных, но и научило влиять на внешнюю среду, подстраивая ее под свои и своего ребенка потребности. Они стали осваивать новые роли – помогать и отдавать, обучились получать и дарить положительные эмоции друг другу и выражать благодарность. Участвуя в Родительском клубе, родители активизировали свой потенциал, что помогло им пережить длительное лечение с наименьшими социальными и психологическими потерями, быстрее восстанавливать жизненные силы и сократить период адаптации. Все мероприятия, намеченные на данный период проекта, выполнены успешно в полном объеме.